Фотоальбом     Гараж Библиотека Гостевая_книга

Ссылки Garage_M21/Club Магазин Контакты

   Переход на полнопоточный масляный фильтр
Немного истории. Развитие моторостроения тесно связано с производством соответствующих моторных масел. Так, в 50-е годы “автол” и СУ предопределили в конструкциях автомобильных моторов тех лет двухступенчатую систему с фильтрами грубой и тонкой очистки. Причем, первый, через который проходило все масло, задерживал частицы размером более 120 микрон, а второй, через который шла лишь часть его, — более мелкие.

Дело в том, что масла тех лет не обладали диспергирующими (то есть разделяющими) свойствами, и продукты загрязнения их слипались в крупные асфальто-смолистые частицы, которые быстро забивали основной фильтр — грубой очистки (если помните, его нужно было ежедневно проворачивать вручную, счищая с пластин грязь). Второй фильтр — тонкой очистки — работал параллельно с основным и очищал лишь часть масла, находящегося в обороте.

Количество примесей после заливки свежей смазки постепенно нарастало до определенного уровня, при котором возникала необходимость новой замены. Заводы рекомендовали владельцам старых “москвичей” и “волг” периодичность смены масла в двигателях через 2—3 тысячи километров, что как раз и соответствовало накоплению в масле примерно 1,6 процента вредных частиц. Тогда же и нужно было установить “свежий” элемент фильтра тонкой очистки вместо прежнего, полностью забитого отложениями грязи, и выпустить отстой из фильтра грубой очистки.

В 60-е годы появилось новое масло АС-8 с улучшенными физико-химическими характеристиками и комплексной присадкой ВНИИНП-360. Загрязняющие его абразивные частицы уже не слипаются и не выпадают в осадок. Это обстоятельство существенно облегчает процесс очистки: ведь система масло—грязь более однородна, и можно равномерно профильтровать всю смазку, поступающую в двигатель.

А как “работает” такое масло или, например, современное М10Г в “волговском” двигателе ЗМЗ—21?

В фильтре грубой очистки грязь совсем не задерживается, так как ее частицы для этого малы. Зато в фильтре тонкой очистки она очень быстро забивает поры картонного элемента и блокирует фильтр — очистка масла резко ухудшается. При старых маслах типа СУ крупные частицы задерживались, как вы помните, фильтром грубой очистки и на поверхности картонного цилиндра фильтра тонкой очистки, не проникая в его поры. И при неизменной системе очистки замена масла, хотя само оно намного лучше, требуется столь же часто, как и раньше. Словом, преимущества современных моторных масел при старой двухступенчатой системе очистки сводятся на нет.

Далее приведены различные варианты переходников на современные масляные фильтра, публиковавшиеся в журнале «За рулем»



1)Такой переходник я поставил себе

А. С. САНКОВ (г. Староконстантинов)

ПРОЩЕ НЕ СМОГ ПРИДУМАТЬ

На свою “Волгу” я решил при­способить фильтр “Жигулей”. И полу­чилось вполне просто и надежно. Пере­ходник (рис. 6) — целиком точеный (лишнее по пунктирной линии можно обрезать фрезой или даже просто но­жовкой). Сверлим в нем три отвер­стия — и все: можно поставить деталь на двигатель и навернуть сам фильтр. Чтобы не повторять предыдущие реко­мендации, не говорю о прокладках, о “дыре” в блоке и о “лишнем” фильтре тонкой очистки. Одно указание: болт, которым переходник закрепляется изнутри, удобнее изготовить заново из шестигранника “на 12” с такой голов­кой, чтобы она была заподлицо или да­же несколько ниже буртика переход­ника.

Мне кажется, это самый простой вариант. Во всяком случае, проще нельзя придумать.

2) В. И. ЕВЛАШЕВИЧ г. Волжский.

СОСТАВНОЙ ПЕРЕХОДНИК

Может быть, как раз эта конструкция кому-нибудь из владельцев ГАЗ—21 покажется более приемлемой. За основу взял фильтр “Жигулей”. Переходный фланец (рис. 7) у меня сборный, из двух деталей. Соединены они пайкой. Первая, основная деталь точится из любой стали. На ее плоскости диаметром 120 мм размечается контур для опиловки лишнего металла и наносятся центры отверстий. Советую, прежде чем сверлить и резать, тщательно проверить разметку, совместив ее с “отпечатанным” на чистой бумаге фланцем фильтра грубой очистки.

Все совпало? Очень хорошо. Тогда смело сверлите отверстия и впаивайте на место трубку “а”, которую тоже легко выточить из любой стали. Переходник готов.

Хочу предупредить любителей “рационализации”. Высоту переходника (46 мм) нельзя увеличивать. Если сделаете его больше, то не сможете установить на место фильтр.

3) А. 3. ПАВЛОВСКИЙ и Е. И. ДЬЯКОНОВ (г. Калуга).

НА “ЖИГУЛЕВСКОМ” ЭЛЕМЕНТЕ

Нам кажется более целесообразным применить полнопоточный фильтр ВАЗа. Да и достать его проще, чем фильтр “четыреста двенадцатого” в сборе.

Приняв такое решение, мы разработали конструкцию переходника и осуществили ее на практике.

Сначала о варианте для ГАЗ—21. Переходник (рис. 3) достаточно просто сделать из любой конструкционной стали — выточить с несложной последующей фрезеровкой. Как видите, привалочная плоскость и крепление к блоку у переходника такие же, как у фильтра грубой очистки, вместо которого он и ставится на двигателе.

Из паранита или бензомаслостойкой резины вырезаем прокладку толщиной 1,0—1,5 мм, она уплотняет соединение. Болты крепления можно использовать старые, укоротив их на 5—7 мм.

На переходник наворачиваем полнопоточный фильтр “Жигулей”, согласно инструкции, содержащейся на корпусе фильтра. Вот и все. Понятно, мы не уточняем, как и зачем нужно заглушить отверстие в блоке, к которому подводилось масло от “выхода” фильтра тонкой очистки, — об этом уже много говорили.

И еще одно, у тех машин, где датчик давления масла стоял на корпусе фильтра грубой очистки, можно таким же образом смонтировать его на переходнике, сообщив импульсную линию датчика с отверстием диаметром 10 мм (см. рис. 3).

4) М. Ф. ПЕТЧЕНКО (г. Харьков).

ФИЛЬТР “НА ВЫНОС”

Я тоже использовал фильтр “четыреста двенадцатого”, правда, несколько иначе, чем А. Сапожников, да и машина у меня — “Москвич—408”. Но мой способ подойдет для любой марки и модели, хоть для “Волги”, хоть для старых “москвичей”.

Сначала я снял фильтр грубой очистки и по его фланцу вырезал из 6-миллиметровой стали пластину-переходник. Просверлил отверстия для болтов крепления к блоку и для входа и выхода масла. Затем - в эти последние вставил стальные трубки и тщательно пропаял медью с обеих сторон. Такой же переходник сделал по фланцу крышки масляного полнопоточного фильтра. А фильтру нашел удобное место на панели под капотом, поблизости от бывшего фильтра грубой очистки масла. После этого осталось надежно, на параните, притянуть эти переходники с трубками к блоку и фильтру и соединить маслоотстойники шлангами с хорошими хомутиками. И, понятно, заглушить вход и выход на фильтр тонкой очистки, а его снять.

И еще одно. На полнопоточном фильтре смонтирован датчик давления масла. Я поставил на его место датчик от “Запорожца” и соединил с отдельной красной контрольной лампой. Так что теперь на моем “Москвиче—408” эта линия дублируется. Есть и стрелочный штатный прибор и контрольная лампа — сигнал аварийного падения давления. По-моему удобно и просто.

Вообще, мне кажется, такой способ “выносной” установки фильтра — самый простой и дешевый, а главное, универсальный.



5) А. И. САПОЖНИКОВ (г. Киев)

“СЛОЕНЫЙ ПИРОГ”

Изучив предложенный А. Калмыковым вариант установки на ГАЗ—21 полнопоточного масляного фильтра от “Москвича—412”, я подумал: а нельзя ли как-то упростить конструкцию? Прикинул на бумаге, изготовил в натуре, поработал над подгонкой. И вот что у меня получилось — своеобразный слоеный пирог.

На “Волге” ГАЗ—21 я вместо сложной новой крышки фильтра сделал переходник 2 (рис. 1) из б—7-милли¬метровой листовой стали (можно и из дюралюминия).

Переходник очень прост. В нем семь отверстий. Три из них (обозначены буквой “а”) — диаметром 8 мм с раззенковкой под винты с головками впотай, два (“б”) — диаметром 10,5—11,0 мм для крепления к блоку 1 и еще два (“в” и “г”) — диаметром 10 мм для входа и выхода масла.

Затем займемся крышкой 3 масляного фильтра. Прежде всего сфрезеруем или даже просто спилим напильником (с последующей притиркой на плите) 5-миллиметровый слой металла по всей плоскости, которой крышка обычно стыкуется с блоком. Паз “д” в ней, служащий продолжением каналов, нужно профрезеровать так, чтобы он пришелся над отверстием “в” переходника. Это, пожалуй, наиболее сложная часть работы. Еще сделаем две полукруглые выемки по бокам, чтобы проходили головки болтов, которыми переходник притягивается к блоку. Остается вырезать две прокладки из паранита толщиной 0,8—1,0 мм.

С деталями все. Подгоняем их по месту к блоку и к фланцу крышки фильтра. Теперь соединяем. Вначале переходник с фильтром — через прокладку, на краске, тремя винтами впотай, так чтобы головки полностью ушли за плоскость. Затем — переходник с блоком двигателя, на месте фильтра грубой очистки, так же через паранитовую прокладку, но без краски, подходящими болтами с пружинными шайбами.

И конечно, не забудьте снять старый фильтр тонкой очистки и надежно заглушить отверстия подвода и отвода масла в блоке.



6) Е. В. ЛЕБЕДЕВ (г. Муром).

ФИЛЬТР ПОВЫШАЕТ КВАЛИФИКАЦИЮ

Как бы максимально использовать “родные” детали? — такой вопрос возник, когда я задумал перевести свою “Волгу” ГАЗ—21 на полнопоточную систему фильтрации моторного масла. Пришло решение — избавиться от “начинки” фильтра грубой очистки, вместо элемента тонкой очистки поставить “москвичовский” и выход из него вернуть в систему снова через фильтр грубой очистки. Так сказать, повысить квалификацию прежнего фильтра.

Что надо сделать? Обратимся к рис. 2. Дополнительные детали — две шайбы 1 и 5, переборку 8 и крышку 10 — выточить из любого подходящего металла. Два уплотнительных кольца 2 и 4 и прокладку 7 переборки делаем из маслостойкой резины. Теперь нужно рассверлить до диаметра 32 мм отверстия в гайке 12 сальника и кольце 11 и сделать два 1-миллиметровых отверстия 3 в маслоотводящей трубке, напротив штуцера “вход” в фильтре тонкой очистки. Это все.

Сборка не представляет труда. Удаляем из фильтра пластины и стойки, выбиваем легкими ударами молотка валик и извлекаем резиновый сальник (его лучше предварительно разрезать, чтобы при удалении не повредить резьбу). Затем монтируем в корпусе разделительную переборку 8 с прокладкой 7. Снизу, вместо отстойника, ставим крышку 10, а чтобы использовать прижимное кольцо, нужно спилить его буртик 9. Можно сохранить и старый отстойник, но в нем будет оставаться масло, которое придется сливать при техническом обслуживании.

Сверху на штуцер надеваем гайку 12 сальника и надежно затягиваем ее. Не забудьте при этом поставить сальник 6 и его уплотнительное кольцо 11. В штуцер вворачиваем угольник (учтите, что может встретиться резьба не 1\8, а 1\4 дюйма, и соответственно сделайте такую же резьбу в штуцере) и соединяем его с “входом” фильтра тонкой очистки. А в самом фильтре предварительно устанавливаем, удалив опорную втулку, новые уплотнительные кольца, шайбы и фильтрующий элемент от “Москвича—412”. Шланг от “выхода” фильтра соединяем с бывшим “выходом” в корпусе прежнего фильтра грубой очистки, а отверстие в блоке тщательно “глушим”.



7) замена фильтр грубой очистки фильтром “Москвича”

Наиболее подходящее место для нового узла — то, где раньше стоял фильтр грубой очистки, так как там находятся выводы масляных магистралей, идущих от насоса в систему. Единственная дополнительная, правда довольно сложная по конфигурации, деталь, которую придется изготовить, — это крышка корпуса фильтра (рис. 1). Ее можно сделать фрезеровкой из куска стали 20 (как у меня) или из другого материала, например дюралюминия Д16.

Тщательно выполните требование чертежа, выдержите все размеры. Остальные детали — части стандартного фильтра “Москвича—412” (412-1017128-02) — соединяются с крышкой болтом 8 (рис. 2). Это корпус 7, опирающийся на крышку 1 и притянутый к ней болтом 8. Внутри корпуса находятся сменный фильтрующий элемент 6, опорные шайбы 4 и 10, поджимная пружина 11. Уплотняют соединения резиновые кольца 3, 5 и 9. В крышке размещен стандартный перепускной клапан 14.

Фильтр крепится к блоку двигателя на двух шпильках М10Х44 с шайбами и гайками. Шпильки вворачивают в отверстия для болтов, которыми раньше был привернут фильтр грубой очистки. Уплотнение обеспечивается паронитовой прокладкой толщиной 0,8—1,0 мм. Расположен фильтр так, что его корпус обращен вниз и параллелен приемной трубе глушителя.

При новой системе смена масла требуется через 3,6—4 тысячи (АС-8) или 6—6,5 тысячи (М-6з/10Г и М10ГИ) километров. Естественно, что при эксплуатации автомобиля на пыльных грунтовых дорогах эти сроки нужно сократить. Удобнее заменять бумажный элемент фильтра, сняв корпус с крышкой с двигателя. Можно и не отсоединять крышку от блока; но тогда нужна осмотровая канава или эстакада, чтобы подойти к фильтру снизу.

Бумажный фильтр надежно задерживает мелкие и средние абразивные частицы — он рассчитан именно на новые масла, — и качество очистки существенно улучшается.

Дополнительный плюс — под капотом становится просторнее, так как старый фильтр тонкой очистки вместе с кронштейном и шлангами снимается. При этом не забудьте надежно заглушить выходы шлангов.

Двухлетняя эксплуатация полнопоточной системы очистки масла на ГАЗ—21 подтвердила рациональность предлагаемой переделки.




8) от себя хочу еще добавить два переходника которые как то мне попались в руки.

 8.1 в работоспособности данного переходника я что-то сомневаюсь, хотя если спереди вырезать прокладку из маслостойкой резины и обильно залить герметиком.

 

8.2


При использовании материалов с сайта, ссылка на http://garage-m21.narod.ru/ обязательна!

Rambler's Top100
Hosted by uCoz