Фотоальбом     Гараж Библиотека Гостевая_книга

Ссылки Garage_M21/Club Магазин Контакты

 

Улучшаем охлаждение

статьи взяты из журнала «За рулем»


Более десяти лет прошло после публикации заметки об использовании “жигулевского” термостата на “Волге” ГАЗ—21 (“Если ездишь зимой”, 1976, № 12), но до сих пор ее автор В. ЛИСИЦКИИ из Коми АССР получает письма с просьбой рассказать об этом усовершенствовании более подробно.

Предоставляем ему слово.

На токарном станке на боковой стенке корпуса выполняют отверстие с резьбой М33х1.5 и заворачивают в него, смазав предварительно эпоксидным уплотнителем, например эпоксидной шпаклевкой или клеем ЭПД с алюминиевой пудрой, штуцер 2 (резьба в соединении может быть от М33 до М40).

В “жигулевском” термостате отрезают нижний боковой патрубок и донышко (диаметром 45 мм). Сюда вставляют штуцер 4 и припаивают его снизу, а также к боковой стенке по отверстию, оставшемуся от патрубка. Предварительно, как положено, места пайки на деталях лудят, используя в качестве флюса канифоль или паяльную кислоту для “нержавейки”.

На верхний боковой патрубок термостата надевают кольцо, отрезанное от любого подходящего для этих целей шланга с внутренним диаметром 32 и наружным 45 мм, то есть таким же, как у входного патрубка водопомпы, а затем соединяют термостат и помпу имеющимся шлангом (с внутренним диаметром 45 мм). От нижнего (отводного) шланга радиатора “Волги” необходимо отрезать верхний изгиб и вставить в него термостат “жигулей” новым патрубком. Верхний патрубок термостата удобно соединить со штуцером 2 штатным “жигулевским” шлангом, имеющим изгиб под 90°.

Все соединения со шлангами следует выполнять тщательно, полностью герметичными, чтобы исключить подтекание антифриза. Я, например, перед сборкой смазывал патрубки герметикой “Мягкая прокладка”, который можно приобрести в автомобильных и хозяйственных магазинах в виде пасты в тюбиках.

Десятилетний опыт эксплуатации системы охлаждения с новым термостатом полностью подтвердил ее преимущества. Температура двигателя в любой мороз поддерживается в пределах от 82 до 85° С. При морозе 15—20° C я, например, пробовал ездить даже с открытыми жалюзи радиатора, и температура не снижалась.

Летом антифриз не сливаю — меньше хлопот. Расширительный бачок не устанавливал (по-моему, он необязателен) — нужно лишь посматривать за уровнем антифриза в верхнем бачке радиатора. Разумеется, штатный, “волговский” термостат необходимо удалить.

Конечно, для успешной эксплуатации автомобиля с антифризом зимой желателен теплый гараж или специальное устройство для подогрева двигателя перед пуском после длительной стоянки, так как сливать, нагревать и вновь заливать антифриз — процедура не из приятных, а пустить замерзший двигатель ГАЗ—21 без подогрева не всегда удается.




ГАЗ-21: улучшаем охлаждение

Поддержание стабильного температурного режима двигателя- одно из основных условий его нормальной работы. Закономерно поэтому стремление владельцев старых моделей автомобилей, где это условие не очень выдерживается, усовершенствовать систему охлаждения на основе современных решений.

Мы уже публиковали предложения владельцев «Волг» использовать электрический вентилятор для охлаждения радиатора у ГАЗ-24 и жигулевский термостат в двигателе ГАЗ-21 Сегодня опытный автолюбитель О. Шлумпер из Тулы предлагает более простой вариант.



Установка "жигулевского" термостата требует изготовления дополнительных деталей и шлангов, что, к тому же, усиливает вероятность течи жидкости через соединения.

Улучшить работу системы охлаждения двигателя можно более простым способом - заменой штатного термостата ТС-6А (тип А) с жидким наполнителем другим, выпускаемым ныне ТС-109-017 с твердым наполнителем; осложнений здесь нет, поскольку они имеют одинаковые присоединительные размеры.

Включение в систему расширительного бачка, как в современных автомобилях, считаю обязательным, и вот почему. Бачок позволяет контролировать уровень жидкости, в нем конденсируются пары воды, выходящие из радиатора. Этим достигается минимальный расход антифриза, так как прежде всего испаряется вода, имеющая более низкую температуру кипения, чем основа антифриза - этиленгликоль. Отсутствие расширительного бачка диктует более низкий уровень жидкости в верхнем бачке радиатора - а это снижает эффективность работы системы.

К сказанному следует добавить, что зимой в средней, и тем более северной, полосе страны вентилятор системы охлаждения вообще не нужен. Мы эксплуатируем наш автомобиль с двигателем ГАЗ-21 летом с одной задней лопастью штатного вентилятора, а зимой вообще без него, получая к тому же и экономию топлива. Наиболее вероятной неприятной ситуацией при этом является буксование в снегу. Однако достаточно потереть снегом, как на терке, сердцевину радиатора и включить вентилятор отопителя на большие обороты, как температура жидкости тут же снижается.

После регулировки прибора на начало открывания основного клапана ТС-109-017 при температуре плюс 86-92 градусов удалось достичь стабильного поддержания теплового режима на уровне 90 градусов по показаниям бортового указателя температуры жидкости даже при постоянно открытых створках жалюзи радиатора. Это подсказало возможность снять их, а зимние поездки подтвердили целесообразность проделанной работы.

Несколько слов о пуске двигателя при низких температурах. По нашим наблюдениям, двигатель ГАЗ-21 с карбюратором ДААЗ уверенно пускается до температуры минус 20-25 градусов при стоянке на открытом воздухе. В масло АС-8 в картере двигателя зимой добавляем 0,5 литра веретенного АУ (продается как жидкость для амортизаторов) и его же в объеме 0,1 литра дополнительно заливаем в рулевой механизм, что намного облегчает управление.

Для владельцев других автомобилей старых моделей сообщаем, что вместо термостатов с жидким наполнителем ныне выпускаются взаимозаменяемые термостаты с твердым наполнителем, имеющие такие обозначения: ТС-103-04 (для двигателей ЗМЗ - 3022.10), ТС-103-06 ("Москвич-408"); ТС-108-03 (УАЗ).


статья взята из журнала «За рулем»
 

При использовании материалов с сайта, ссылка на http://garage-m21.narod.ru/ обязательна!

Rambler's Top100
Hosted by uCoz