Фотоальбом
Гараж
Библиотека
Гостевая_книга
Ссылки
Магазин
Контакты |
|
История создания автомобиля ГАЗ-21
Автомобили М–21 "Волга" (с 1964 – ГАЗ-21) различных модификаций
выпускались Горьковским Автомобильным Заводом с декабря 1956 года по
июль 1970-го. За этот период автомобиль многократно модернизировался, в
том числе менялись и элементы внешнего оформления.
Модификации делятся на три основных модельных ряда. В просторечии: "со
звездой", "акулья пасть" и "китовый ус". На самом деле завод четыре раза
изменял индекс базовой модели. Причем при начале производства новой
модификации каждый раз выпускалось значительное количество так
называемых "переходных" моделей. Например: в конце 1958-го выпускались
"Волги" с индексом 21В, но с новым передним бампером, решеткой радиатора
с вертикальными отверстиями и т.п.
Итак, начало серийного производства "Волги" датируется декабрем 1956-го
года. Выпускались две модификации автомобиля: базовая модель общего
назначения – М-21Б, и модификация для такси – М-21Г. Такси отличалась от
базовой модели установленным вместо радиоприемника счетчиком,
опознавательным зеленым фонарем и сиденьями, обитыми кожзаменителем типа
текстовинит (базовая модель имела тканевую обивку с элементами автобима
(тоже кожзаменитель), гамма обивки зависела от цвета кузова) .
На автомобили устанавливался модернизированный нижнеклапанный "победовский"
двигатель, расточенный до 2432 куб. см. мощностью 65л.с. Главная
передача была спирально-конической.
Еще одним характерным отличительным элементом автомобилей именно этих,
первых выпусков была отделочная рамка заднего окна. Этот элемент
устанавливался на все модификации до 3-го квартала 1958-го года.
Первые серийные "Волги" окрашивались нитроэмалью и производились из
бельгийской стали.
В мае 1957 года на "Волгу" начали устанавливать новый верхнеклапанный
двигатель, созданный специально для нее. Одновременно начали установку
задних мостов с гипоидной главной передачей. С введением этих новшеств
завод изменил индекс базовой модификации на М-21В. Такси получили индекс
М-21А.
Тогда же начали производство модификации для экспорта с форсированным
путем увеличения степени сжатия мотором. Ее индекс – М-21Д.
В 1958 году начато производство модификаций с автоматической
трансмиссией. Базовая модель общего назначения имела индекс М-21. На
модификацию для экспорта устанавливали форсированный двигатель, такая
машина получила индекс М-21Е. К сожалению, производство "Волг" с АКПП
было прекращено в этом же году по причине отсутствия в стране условий
обеспечения должного ухода за "автоматом". Таких машин было выпущено
около 700 штук.
С началом 1959 года автомобиль претерпел значительные внешние изменения.
Была установлена новая облицовка радиатора с 16-ю вертикальными
отверстиями, передний бампер и подфарники. На автомобили устанавливали
панель приборов новой формы (динамик приемника выведен вперед) и
радиоприемник уменьшенных габаритов. На задних крыльях установили
резиновые фартуки – брызговики. На спинке переднего сиденья разместили
мягкие поручни и пепельницу для задних пассажиров, а в задние фонари
ввели светоотражающий элемент – катафот. Появился омыватель ветрового
стекла, позже модернизированный.
Кроме внешних изменений на заводе применили грунтовку кузова методом
погружения, что значительно повысило антикоррозийную стойкость машины.
Новые модели получили следующие индексы: базовая модификация – М-21И,
модификация для экспорта – М-21К – отличалась от базовой форсированным
мотором и хромированным поясным молдингом, проходящим по нижнему краю
остекления кузова. Индекс такси не изменился - М-21А.
В 1960 году изменили полярность бортовой сети автомобиля: на кузов
подается "минус" (вместо "плюса" на первых моделях). Начали установку
телескопических амортизаторов вместо рычажных и фильтра тонкой очистки
топлива. Устранили централизованную систему смазки шасси. На часть
автомобилей вместо фильтров грубой и тонкой очистки стали устанавливать
центробежный масляный фильтр. Впрочем, ввиду его ненадежности, вскоре
вернулись к первоначальной схеме очистки масла.
В 1961 году на заводе стали устанавливать обшивку крыши с безгвоздевым
креплением. Модернизировали переднее сиденье (со спинки убраны
раскладные ножки).
При сборке кузовов начали применять цельноштампованные боковины. С их
введением появилась возможность регулировки положения дверей в проемах.
В 1962 году проведено последнее внешнее обновление "Волги". Автомобили
"третьей серии" отличались облицовкой радиатора с 36 узкими прорезями,
бамперами, нижними декоративными накладками, заводским знаком,
подфарниками, задними фонарями и фонарем освещения номерного знака. С
капота убран накапотный орнамент – "олень" или "капля". В салоне
применены новые обивочные материалы. Вместе с установкой новых бамперов
спереди появились буксировочные крюки. Серьезной модернизации был
подвергнут двигатель – его мощность выросла до 75 л.с. Усовершенствована
передняя подвеска.
Базовая модификация получила индекс М-21Л. Также производились: М-21У с
улучшенной отделкой; М-21Т – для такси (с 1963 года на нее устанавливают
раздельные передние сиденья); экспортная модификация - М-21М. Последняя
отличалась от базовой установленными хромированными окантовками лобового
и заднего стекол, поясными накладками, накладками передних и задних
крыльев и стилизованными надписями "Волга" на передних крыльях. На
экспортные машины также устанавливались форсированные до 80-ти или 85-ти
л.с. двигатели.
Начат выпуск модификации для экспорта в страны с левосторонним
движением. Модель получила индекс М-21П. Отличия ее от 21М состояли в
правом расположении органов управления.
Одновременно с началом выпуска "третьей серии" начато серийное
производство легкового автомобиля на базе М-21 с кузовом типа
"универсал". Базовая модель получила индекс М-22. Модификация
"универсала" для экспорта имела индекс М-22М и отличалась от базовой
набором декоративных хромированных элементов аналогично модели М-21М.
Также на нее возможна была установка двигателей мощность 80 или 85 л.с.
Производилась модификация 22-й для использования в качестве санитарной
машины – М-22Б. Салон разделили перегородкой на водительский и
санитарный отсеки. В последнем устанавливались носилки, и располагалось
два сидячих места. В водительском отсеке устанавливались раздельные
сиденья; приемником модель не комплектовалась. Санитарная модификация,
предназначенная для экспорта, получила обозначение М-22БМ.
В 1964 году завод произвел последнюю модернизацию "Волги". Внешне она
при этом не изменилась. Автомобиль получил усиленные передние лонжероны,
роликовые подшипники в ступицах передних колес. Было модернизировано
переднее сиденье: понижена высота подушки и введена возможность
регулировки наклона спинки. Установлен отопитель большей
производительности, модернизированы стеклоочистители. Для улучшения
температурного режима двигателя изменена конструкция помпы. На
модификации с кузовом "универсал" усилены рессоры для увеличения
грузоподъемности.
В обозначении модификаций "Волг" букву "М" заменили на "ГАЗ" – базовая
модель обозначалась ГАЗ-21Р. Такси – ГАЗ-21Т.
На экспорт выпускались три модификации. ГАЗ-21УС отличалась от базовой
комплектом хромированных элементов отделки, двигатель – стандартный,
мощностью 75 л.с. На модификацию ГАЗ-21С устанавливался 80-сильный
мотор, также она отличалась от 21УС наружным зеркалом заднего вида и
хромированным козырьком на конце выхлопной трубы. Для стран с
левосторонним движением выпускалась модификация ГАЗ-21Н, которая
укомплектовывалась аналогично 21С, но имела установленный на полу рычаг
КПП.
Базовая модификация с кузовом "универсал" получила индекс ГАЗ-22В.
Экспортная – ГАЗ-22Г. Санитарная модель имела индекс ГАЗ-22Д, на нее
усиленные рессоры не устанавливали.
15 июля 1970 года с заводского конвейера сошла последняя 21-я "Волга".
Это была модификация ГАЗ-21УС цвета "антрацит". Всего за 13 с половиной
лет было выпущено 638 875 автомобилей М (ГАЗ) – 21 и его модификаций.
|